Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. В современных условиях не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1, С.3]. Таким образом, в условиях перехода на ФГОС НОО одной из ключевых задач является формирование УУД, ведущее место среди которых занимают познавательные УУД. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, обеспечивают способность к познанию окружающего мира.

 

В формировании познавательных УУД мне помогает “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном.

Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному.

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. Интеллект-карты – это многоуровневая логическая схема, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре интеллект-карты располагается ключевое понятие, которое конкретизируется понятиями первого порядка, включающими основные разделы темы, затем понятиями второго порядка, третьего и т.д.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге, с основными из которых, используемых в моей работе, я вас познакомлю.

Этапы составления интеллект-карты следующие:

  1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

  2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие. Обводим это понятие в рамку.

  3. От центрального объекта рисуем цветным карандашом, в разные стороны, ветви — основные, связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Подписываем каждую ветвь одним-двумя словами, разборчиво, желательно печатными буквами.

  4. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

  6. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  7. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово.

  8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  9. Понятия I, II и III-го порядка можно выделить разным цветом, следовательно, читать карту, работать с ней будет легко и просто.

  10. Смысловые блоки отделяем цветными линиями; можно обвести их в рамку.

  11. Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками разного цвета и толщины.

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Для того чтобы логическая схема обучающимися была заполнена правильно, чтобы получить желаемый результат, перед началом работы им дается алгоритм заполнения интеллект-карты по данной теме:

Шаг 1: Определение ключевого понятия.

Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-карты.

Шаг 3: Определения количества секторов в соотнесении с понятиями первого уровня.

Шаг 4: Наполнение первого сектора содержанием I; II; III порядка по плану изучаемой темы.

Перечислим преимущества метода интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема, в ее многранном понимании младшим школьником, отображается компактно.

Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Я настраиваю своих воспитанников на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

 

Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

 

Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям: бывает, достаточно провести от объекта на интеллект-карте стрелку и подумать, что она могла бы означать.

 

Интеллект-карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: рабочей группой, командой.

 

Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации.

 

Обучащийся самостоятельно вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

 

Представляя каждое слово в виде картинки, младший школьник использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

 

Повышается умение самостоятельной работы с текстом и другими источниками информации, умение выделять главное, обобщать.

 

Процесс изучения темы не является скучным, так как дети могут сами экспериментировать, придумывать разные формы интеллект-карт, свои условные обозначения, рисунки, использовать разные цвета.

 

Технология интеллект-карт помогает формированию у обучающихся единой картины мира, это средство формирования культуры мышления.

Обучающиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Работая с обучающимися 3-го класса, я заранее составляю свой вариант интеллект-карты, чтобы руководствоваться ей при организации расуждений и обсуждений.

Таким образом, систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать такие познавательные учебные действия, такие как:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические моделирование–преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование моделис целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (кодирование, замещение, декодирование);

  • умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

А также осуществлять:

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих элементов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений [2, с. 29-30].

Неоднократное составление интеллект-картспособствует систематизации знаний обучащихся, высокому уровню усвоения материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в основной школе; повышению качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению любого предмета.

В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию личности ребенка его индивидуальности и самобытности. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы.

 

Список источников

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2010. – 151с.

  2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / пер. с англ. Самсонов Е.А., Драко М.В. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.

  3. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. Программа «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) [Электронный ресурс] URL:http://www.school2100.ru/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 20.02.14)

  4. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP по-русски[Электронный ресурс] URL:http://www.iatnlp.ru (дата обращения: 21.02.14)

 

Андросова С.В., учитель начальных классов

МОУ «Николаевская СОШ» г.о. Саранск