Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучающихся социально полезных знаний, убеждений, личностных качеств, отношений и опыта поведения.

 

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития, а это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три модели взаимодействия преподавателя и учеников:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);

Пассивный метод – это форма взаимодействия учителя и обучающихся, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а ученики выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учениками на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учениками учебного материала пассивный метод малоэффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые «плюсы». Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);

Активный метод – это форма взаимодействия учителя и обучающихся, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники, ученики и учитель находятся на равных позициях. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

3) интерактивная - процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания [3, С.13].

В основе интерактивной модели обучения лежит интерактивный метод. Остановимся на нем подробнее. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учеников на достижение целей занятия. Учитель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Трудности применения учителями интерактивных методов в образовательном процессе можно обозначить как:

  • незнание содержания метода;
  • невладение приемами применения его на практике;
  • непонимание места метода в структуре занятия;
  • неверие в эффективность применения метода в процессе обучения.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и обучающегося.

Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:

  • пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
  • совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
  • согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
  • совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Таким образом, суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Характеристика, сущностная особенность интерактивных форм обучения – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

При использовании интерактивных методов обучающийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Для того, чтобы освоить и применять эти методы, преподавателю необходимо знание различных методик группового взаимодействия.

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

При использовании интерактивных форм обучения роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Интерактивные формы проведения занятий, прежде всего: пробуждают у обучающихся интерес; поощряют активное участие каждого в учебном процессе; обращаются к чувствам каждого обучающегося; способствуют эффективному усвоению учебного материала; оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории); формируют у обучающихся мнения и отношения; формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения.

Важнейшее условие успешности применения интерактивных методов и форм обучения — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву. Овладеть ими можно только путем личного участия в игре, «мозговом штурме» или дискуссии.

Исходя из этого, мы можем выделить следующие основные правила организации интерактивного обучения.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.

Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора [2].

Обозначим обязательные условия успешности организации интерактивного обучения:

1) доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

2) демократический стиль;

3) сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

4) опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

5) многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

6) включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся [ 2].

При соблюдении обозначенных выше условий, интерактивные формы обучения обеспечат высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, свободу самовыражения, на что и должен быть направлен современный образовательный процесс.

 

Список источников

  1. Беленький Г.И. Литература в 8 классе: Методические советы. – Изд. 3-е, доп. и перераб. - М. : Просвещение, 2007. – 360 с.

  2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [электронный ресурс]. – Режим удаленного доступа : http://technomag.edu.ru/doc/172651.

  3. Кларин М. В. Интерактивное обучение-инструмент освоения нового опыта // Педагогика. №7. - 2010. – С. 13-17.

 

Чичулина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 26» г.о. Саранск