Надежное поведение на дорогах обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или « не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда ребенка еще водят по улице за руку, - могут создать у него привычки. Для этого целесообразно создавать у детей четыре вида навыков.
Виды навыков |
Приемы формирования навыка |
1. Навык наблюдения Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». |
- Многократно показывать с тротуара предметы, скрывающие или только что скрывшие движущийся автомобиль. - У ребенка, собирающегося переходить проезжую часть при виде этих предметов должен возникать вопрос: «Что отвлекает мое внимание при переходе проезжей части?! Осторожно – могу не заметить опасность!» - Пустынную улицу или улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт. |
2. «Навык сопротивления» волнению и спешке Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать, не оглядевшись по сторонам. |
- Тренировать ребенка личным примером родителей, неукоснительно выполняющих Правила дорожного движения. - Учить не спешить и не волноваться при подходе к проезжей части. - Учить говорить себе: «Не спеши, минута не поможет». |
3. Навык «переключения на проезжую часть» Тротуар отделен от проезжей части улицы узкой полосой бордюрного камня, являющейся границей между пешеходной зоной и проезжей частью. |
- Учить замечать границу между проезжей частью и тротуаром: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. |
4. Навык «переключения на самоконтроль» Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек: вижу – действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части смертельно опасно! |
- Учить на проезжей части следить за собой, участвовать в дорожном движении, в оценке обстановки не только глазами, но и мыслями. Не отвлекаться 10-15 секунд, которые требуются для перехода проезжей части. |