Предложения о разработке нормативно-правовых актов муниципального уровня:

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Саранск издают нормативные и иные правовые акты по вопросам образования в пределах своей компетенции, определенной Федеральным законом № 273-ФЗ (ст. 9 и иные), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 

Нормативно-правовые акты муниципального уровня определяют (устанавливают, регламентируют, закрепляют):

– организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организацию предоставления дополнительного образования детей (пункты 1, 2 ст. 9). Как правило, акты по данным вопросам принимаются в форме административных регламентов, регулирующих различного рода процедуры;

– порядок создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций и их филиалов (п. 4 ч. 1 ст. 9);

– закрепление муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего образования, за конкретными территориями муниципального района, городского округа в целях обеспечения гарантий доступности общего образования (п. 6 ч. 1 ст. 9). Вместе с данным нормативным актом целесообразно принять акт о ведении учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (ч. 5 ст. 63);

– консультативные, совещательные и иные органы, создаваемые при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (при наличии таких органов) (п. 3 ч. 1 ст. 10);

– меры социальной поддержки и стимулирования обучающихся, в том числе с целью поощрения лиц, проявивших выдающиеся способности (при наличии таких мер) (п. 7 ч. 2 ст. 34, ч. 4 ст.77);

– проведение олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (ч. 2 ст. 77);

– установление нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований местного бюджета (при наличии такого фонда) (ч. 6 ст. 36);

– порядок и случаи обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (ч. 4 ст. 37);

– организацию бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями (ч. 2 ст. 40);

– порядок аттестации руководителей муниципальных образовательных организаций и лиц, претендующих на занятие данных должностей (ч. 4 ст. 51);

– установление родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных организациях (ч. 2 ст. 65);

– установление оплаты за содержание детей в муниципальной образовательной организации с наличием интерната, за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (ч. 8 ст. 66).

Кроме того, к вопросам местного значения относится организация отдыха детей в каникулярное время (п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ), что также подлежит нормативному правовому урегулированию.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Саранск могут издавать правовые акты по другим вопросам образования в случае необходимости.

Предложения о разработке нормативных актовна уровне образовательной организации

Федеральный закон № 273-ФЗ прямо указывает, какие вопросы подлежат урегулированию локальными нормативными актами. Данные акты определяют (устанавливают, регламентируют, закрепляют):

– язык, языки образования организации, осуществляющей образовательную деятельность, по реализуемым ею образовательным программам (ч. 6 ст. 14);

– права и законные интересы обучающихся, законных представителей несовершеннолетних обучающихся, педагогов (ч. 6 ст. 26);

– структурные подразделения образовательной организации (ч. 2 ст. 27);

– документы, подтверждающие обучение в организации, если форма документа не установлена Законом (ч. 4 ст. 33);

– порядок реализации права обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение (п. 3 ч. 1 ст. 34);

– порядок участия обучающего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в формировании содержания своего профессионального образования (п. 4 ч. 1 ст. 34);

– порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п. 21 ч. 1 ст. 34);

– порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34);

– дополнительные академические права и меры социальной поддержки, предоставляемые обучающимся (п. 29 ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 34);

– порядок посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом (ч. 4 ст. 34);

– размеры и порядок материальной поддержки обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ч. 15 ст. 36);

– порядок предоставления нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилого помещения в общежитии, размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (части 1, 3 ст. 39);

– порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и исполнения принятых решений (ч. 6 ст. 45);

– порядок доступа педагогов к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам (п. 7 ч. 3 ст. 47);

– порядок реализации права педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации-работодателя (п. 8 ч. 3 ст. 47);

– нормы профессиональной этики педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 4 ст. 47);

– соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы педагогических работников в пределах рабочей недели или учебного года (ч. 6 ст. 47);

– режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников (в соответствии с требованиями трудового законодательства) (ч. 7 ст. 47);

– порядок аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям (в пределах, установленных законодательством Российской Федерации) (ст. 49);

– права, обязанности и ответственность работников образовательно организации, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ст. 52);

– основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (ч. 5 ст. 54);

– условия приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами (ч. 5 ст. 55);

– правила приема граждан на обучение (в части, не урегулированной законодательством об образовании) (ч. 9 ст. 56).

– порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации (часть 5 ст. 26);

– порядок принятия локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 30);

– порядок проведения самообследования, функционирования внутренней системы оценки качества образования (п.13, ч. 3 ст. 28).

Указанный перечень локальных нормативных актов не является исчерпывающим. Образовательные организации обладают самостоятельностью в разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом (ч. 1 ст. 28). Если какой-либо из вопросов образовательной и иной деятельности образовательной организации нуждается в нормативном регулировании, т.е. требует установления правил, касающихся неопределенного круга лиц, то по такому вопросу следует принимать именно локальный нормативный акт.

Определение перечня нормативно-правовых актов осуществлялось на основании письма Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2013 г. № ИР-170/17 о Федеральном законе «Об образовании в РФ», а также материалов сайта Министерства образования РФ «Об информационном сопровождении проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,сайта НИУ «Высшая школа экономики», ФЗ №273 «Об образовании в РФ».