Схему эту не я придумала, а другой журналист много лет назад. Но пользоваться ею можно до сих пор. Суть формулы проста. В село Береговые Сыреси можно приехать из Саранска, а можно – из деревни Болдасево. От того, как въезжаешь в Сыреси, зависит точка зрения. Столичный житель после дороги на Кемлю и потом еще сорока длинных километров вдоль протаявших, сырыми снегами придавленных полей видит здесь апрельскую хлябь и редких прохожих. В центре села взор его упрется в широкое, но приземистое здание школы. А зачем здесь двухэтажная? Тут и населения-то всего пятьсот человек. Глубина глобуса.

Когда в Сыреси первый раз на школьном автобусе приезжает первоклассник из маленькой деревушки Болдасево, он смотрит во все глаза: село-то какое большое, аж пятьсот человек! И библиотека здесь есть, и почта, и участковая больница, и сберкасса, и аптека. И целых три магазина. А уж школа какая! Большущая, красивая, почти дворец! Внутри – чистота, комфорт и наука. В химическом кабинете к каждой парте подведены водопроводные краники, в пристройке над большим спортзалом – музей, рядом с гардеробом туалеты с городскими удобствами. А вот компьютерный класс и в нем интерактивная доска, похожая на большой экран. Дотронется до нее учитель указкой – и откроется огромное окно: побегут в нем по африканской саванне жирафы, поплывут в океане дельфины, совсем вплотную придвинется к Береговым Сыресям вершина Эвереста. Братцы, да оказывается, весь этот мир совсем рядом! И вот же он где, в нашей вот в этой школе, в этом селе, самый что ни на есть центр всей планеты.

Это, понятно, праздничный вариант. Реальный абсолютно и вполне возможный (хотя проблемы с постановкой картины есть, и мы о них скажем чуть позже). А теперь – будни.

Восьмиклассница Берегово-Сыресевской школы Катя Носова сидит за школьным компьютером. Показывает мне свой электронный дневник (в Ичалковском районе такие есть у каждого сельского школьника). Открывает рубрики дневника. Вот Катины оценки по предметам. Вот – домашние задания. Здесь библиотека, в которую закачаны тексты всех необходимых по литературе книг. А это – переводчик. Набираешь нужную фразу, выделяешь, нажимаешь клавишу, и в соседнем окошечке мгновенно выскакивает ее перевод. На английском, французском, немецком, испанском, в общем, при желании – на 28 языках мира (это я снова про глобус).

Катя приезжает в Сыреси из села Вечкусы. Папа трудится электромонтером, мама не работает. Впрочем, что значит «не работает» в селе? А хозяйство, корова-поросята, покормить-подоить, навоз почистить? А сварить, помыть, постирать, да так, чтобы воды принести- унести…

Но вечером, вы представьте себе это, мама присаживается к столу рядом с дочкой. Катя описывает процедуру немного смущенно: клавиатуру мама знает, конечно, слабо и буквы ищет долго. – Но находит? – Находит. Смотрит оценки в электронном дневнике, Интернетом интересуется.

Вы понимаете, что происходит? Тихо, без лишнего шума, вокруг нас повсеместно идет важнейший процесс. В двадцатые годы в школах и избах-читальнях учили неграмотных детей, а те уже дома обучали азбуке своих родителей. Сейчас по той же схеме в республике идет крупномасштабная, с захватом всех самых дальних сел, ликвидация компьютерной безграмотности населения. И роль школы в этом глобальном переходе к новой информационной эпохе переоценить невозможно. От этой школьной тропинки сейчас зависит качество той дороги, по которой идет в будущее вся страна.

***
Учитель в селе – это особая тема, особое влияние, особое значение. Он – совесть, он – проводник, он – образец.

В июне прошлого года в ардатовском селе Низовка случился пожар. Саша Дементьев и его мама успели проснуться и выскочить из уже горевшего дома. А отец-инвалид не успел. Это было большое горе.

Но к нему присоединилось еще одно. Когда к дому прибежала учительница, Саша бросился ей на шею: как же я буду теперь учиться – книжки с тетрадками сгорели. В этот день он не пошел в школу. Одноклассники весь день сидели за партами молча и плакали – жалели Сашу. А учителя пошли в народ, за помощью. Люди давали кто 500 рублей, кто тысячу. Учителя набрали 56 тысяч рублей, еще немного добавили сельская администрация и МАПО «Ардатов». На эти деньги купили небольшой дом, учебники и обувь-одежду для мальчика.

Саша закончил четыре класса на пятерки. Он – нападающий детской футбольной команды «Низовка», а еще, как говорит учительница Раиса Ивановна, смышленый, начитанный и очень совестливый мальчик. Я думаю, он будет еще и человеком очень благодарным и отзывчивым на чужую беду. И почему он таким будет, благодаря кому – понятно…

Еще линия. В Интернете случайно наткнулась на потрясающую вещь – реферат чамзинских школьников Светы Ризаевой, Марины Граблиной, Юлии Алеевой, Инны Паксюткиной и Тани Дубровиной, который они написали по экологии своей родной речки Нуи. Это самая настоящая научная работа. Но кроме кропотливых изысканий в реферате есть крик души и есть высокая гражданская позиция. Оцените хотя бы только эту строку: «издалека, от истоков она приходит к нашим берегам – берегам жизни поселка Комсомольский». После конкретных замеров загрязнений, которые дают стоки сельхозпредприятия и бытовые отходы сел, делается вывод: школьники не могут напрямую повлиять на местную власть или холдинг. А что могут?

А публикации подготовили, выступления для классных часов и родительских собраний. Просвещают детей и родителей на предмет причин и последствий загрязнения Нуи. «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Они ходят по домам и проводят опрос жителей: а что вы сделали для экологического оздоровления реки? Кто-то посмеется, а кто-то задумается: и правда – что? Эти дети своими невеликими силами формируют общественное мнение. И уже с помощью этого рычага поднимают проблему здоровой среды обитания человечества и своей малой родины. Их талантливую учительницу географии зовут Л.Н.Виряскина.

***
Да что я вас за учителей агитирую. Понятно, чем являются они для берегов нашей жизни. Известно и то, что сейчас учительство, и в первую очередь сельское, переживает достаточно сложные времена. В результате оптимизации сокращаются штаты педагогов. И процесс это, к сожалению, будет продолжен. Почему? Резко сократилась численность учеников.

Осенью проходил у нас большой форум. И там был фильм о том, какой путь преодолела Мордовия с середины девяностых. Сзади меня сидела дама, которая время от времени громко возмущалась: да сколько можно об этом говорить! Да тогда все в разрухе были!

Все, да не в такой. Мордовия была на самом дне. Я помню то безумие политических раздоров: писала репортажи с сессий. Верховный Совет воевал против федерального центра и своей исполнительной власти. При Бирюкове сменилось четыре состава Правительства. То вводился, то упразднялся пост президента республики. Много чего было… Часто ситуация становилась просто бредовой. Если не изменяет память, в апреле девяносто третьего первый вице-премьер России Шумейко проводил совещание с регионами. От имени Мордовии два разных доклада одновременно озвучивали Василий Гуслянников и Валерий Швецов… Рабочий день Ельцина начинался со справок о положении дел в Чечне и Мордовии.

Экономика не просто лежала плашмя, она была практически уничтожена. Люди бежали из республики толпами, и в первую очередь – молодежь. А те, что оставались, не спешили заводить детей, ведь неизвестно было, будет ли чем накормить их завтра.

Сейчас Мордовия не просто вылезла из той пропасти. По основным направлениям развития мы стали первыми и лучшими в стране. Темпы промышленного роста Мордовии более чем вдвое превышают среднероссийские, доля инновационной продукции превышает этот показатель втрое. По производству сельхозпродукции на душу населения мы вышли в России на лидирующие позиции и сейчас не только себя полностью обеспечиваем, но и 70 процентов произведенных в Мордовии мяса, молока, яиц продаем за пределы республики. Скольких нерожденных тогда детей, скольких нынешних, но чужедальних теперь детей, родители которых уехали, могли бы мы сейчас досыта накормить, эх…

Но время назад не ходит. Демографическая яма девяностых догнала и ударила нас под дых именно сегодня. Хотя луч света уже наметился. В позапрошлом году в школы республики пришли на 100 первоклассников больше, в прошлом – на 149. И почти на столько же больше их будет в этом году. На днях мы сдадим европейского класса республиканский перинатальный центр, и через семь лет, Бог даст, цифры эти удесятерятся. Но пока…

Я вот хочу сказать какой-нибудь молодой женщине, которая именно в эти дни решает – избавляться ей от ребенка, который должен родиться, или оставить (вдруг она сейчас это читает?): оставляй. Не сомневайся. Жизнь сейчас в республике совершенно другая. С Меркушкиным не пропадем. И основы для нормальной жизни, развития дальнейшего заложим – на многие годы вперед.

Ну и, в конце концов, надо же поддержать усилением контингента учащихся наше учительство.

Особый пункт в теме образования – маленькие школы. Островков малокомплектных школ в русле обмелевшей демографии становится все меньше. Их закрывают. Это плохо, потому что село без школы сиротеет. Это хорошо, потому что в малокомплектной школе один учитель вынужден вести несколько предметов, и часто лирики преподают физику, которую плохо знают. А сегодня все понимают, что знания ребенка – один из важнейших залогов его успешной судьбы.

Начальник управления образования Ичалковского района Н.А.Арбузова рассказывает: в Пестровке после закрытия основной хотели оставить начальную школу. 30 августа звонок: родители просят пересмотреть решение и перевести ребятишек в соседнюю Ладу. Одна мама говорит: а моего вдобавок прошу еще и оставить на второй год. Надежда Александровна изумилась: это еще зачем? А затем. В Ладской школе они английский и информатику со второго класса учат. В Пестровской же этих предметов не было. Родители посчитали, что лучше потерять год, ежедневно тратить время на дорогу, но выиграть в качестве образования ребенка.

Справка: сегодня в республике 181 школьный автобус развозит детей по 226 маршрутам, из маленьких сел в крупные, где созданы ресурсные образовательные центры.

Но хотя процесс сокращения малокомплектных школ идет, даже сейчас их доля в системе школьного образования республики составляет 52 процента. И с этой цифрой смыкается проблема низкой учительской зарплаты. Ее среднюю величину, и без того очень небольшую, значительно разбавляют как раз показатели малокомплектных школ. При нормативном подушевом финансировании (и это проблема общероссийская) неполная ставка учителя – это его неполная зарплата.

Правда, нужно сказать, что лучшие учителя Мордовии имеют существенную дополнительную поддержку. Пять лучших школ республики получают гранты по 500 тысяч рублей. Педагоги, подготовившие победителей и призеров республиканских, всероссийских и международных олимпиад, ежемесячно, в течение трех лет, получают надбавку к зарплате от 5 до 50 тысяч рублей. 25 лучшим учителям Мордовии ежегодно в Колонном зале Дома Республики вручается премия Главы Мордовии – 50 тысяч рублей.

Очень важными для педагогов обещают стать итоги недавней встречи В.В.Путина с «единороссами». Б.В. Грызлов поднял тему престижа и материального положения школьных педагогов. Путин заявил: да, необходимо довести зарплату учителей до уровня средней зарплаты региона. Федеральный бюджет возьмет на себя затраты на ремонт и оборудование школ, а регионы пустят освободившиеся в результате этого деньги на 30-процентное повышение учительской зарплаты.

Надеюсь, что за этим решением последуют и другие шаги.

***

Сегодня качество образования зависит не только от таланта учителя, но и того, с какой эффективностью он использует современные технологии. Важнейший инструмент этих технологий, понятно, компьютер. Но не в качестве печатной машинки, а как средство получения и использования новейшей информации.

Мордовия свои школьные компьютеры начала массово закупать для школ и подключать их к Интернету еще до начала нацпроекта. В 2006 году 1 компьютер приходился у нас на 18 учеников. И это было абсолютное российское лидерство. Для сравнения: в «центровой» по округу Нижегородской области соотношение в то время было таким: один компьютер на 50 школьников.

Сейчас в республике 1 компьютер приходится на 10 учеников, это тоже лучше среднероссийского показателя. Причем – это очень важное дополнение – у нас компьютерные классы открыты для детей не только на уроке информатики. После того, как это требование прозвучало в одном из Посланий Главы республики Н.И.Меркушкина, компьютерные классы стали доступны детям и после уроков, а иногда и – до. В Береговых Сыресях, например, ребята, приезжающие на школьных автобусах из других сел за час до занятий, сразу бегут в компьютерный класс.

За это время значительно вырос и парк личных умных машин. В Ичалковском районе на 1738 учеников приходится 243 школьных компьютера и 1056 домашних.

Сейчас главная проблема, по крайней мере в нашей республике, упирается уже не в количество, а в качество использования техники. Важнейшая из них – скорость Интернета.

Школа в Береговых Сыресях имеет 17 компьютеров. 12 установлены в классе и учительской, а пять запакованы в запас. Почему? Директор Вера Романовна отвечает: так нам и без них скорости не хватает. По официальным отчетам, в Берегово-Сыревской СОШ скорость подключения составляет 512 килобит в секунду. Реально, в тот день, когда я приехала, было – 256. Но это ширина ручейка на входе. Растекшись по трем, по пяти, по двенадцати компьютерам, он превращается в жалкие лужицы. Работа с таким Интернетом – не работа, а чистый психоз: надо долго сидеть и тупо смотреть в монитор, на котором миллиметрами будет загружаться картинка.

Какие есть проблемы? – спрашивает своих коллег, войдя в учительскую, завроно. Учителя поднимают глаза и умоляюще, на едином выдохе, не сговариваясь: пожалуйста, увеличьте скорость Интернета!

Руководитель филиала «ВолгаТелекома» И.А.Вольфсон навстречу учителям идет. По договору с Министерством образования он должен обеспечивать на подключении школы к узлу скорость 256 килобит в секунду. Обеспечивает больше. Мне дали список школ. В Саранске они имеют 2 мегабита, в райцентрах и крупных селах – 512 килобит. Такой поток уже более или менее приемлем, хотя, чтобы по интерактивной доске плыли дельфины, и это окно необходимо расширять.

Справедливости ради нужно заметить, что в большинстве школ страны (это данные Минобраза РФ) средний поток доступа всего 128 килобит. Но при такой скорости это не Интернет, это фанерный макет Интернета. Чтобы поставить галочку – сгодится, для работы – категорически нет.

Республика же наша за последние годы привыкла ориентироваться не на отчетность, а на результат, на максимальную отдачу, эффективность вложенных средств. Нынешние образовательные сайты (их много) содержат бездну полезного для ученика, для школы, для педагога материалов. Видеоуроки лучших педагогов страны, методики лучших институтов страны – скачивай, пользуйся, учи детей даже в глубинке так, чтобы не было разницы со столицей.

Почему я напираю в основном на глубинку – понятно. Потому что в Саранске в некоторых школах у нас дети уже не только учатся во время эпидемии гриппа при помощи Интернета, но и расплачиваются электронной карточкой за обед. Здесь мы развиваем информационные технологии семимильными шагами. И это настолько хорошая тема, что о ней нужно – подробно и отдельно.

Так же, как и, например, о свершающейся сейчас революции в питании наших школьников: новой красивой мебели, посуде, а главное – новом оборудовании для приготовления здоровой пищи на пару и с сохранением витаминов. Сейчас мы вернемся к компьютерам, я только вот не могу удержаться, скороговоркой скажу, что в модернизацию школьного общепита уже вложено свыше 200 миллионов рублей, на следующем этапе планируется освоить еще около 80... В 2012 году поставлена задача охватить качественным горячим питанием (долой изжогу и гастриты!) всех школьников республики. Вспоминаю недавний телесюжет по теме, из Ичалковского тоже, кстати, района. - Как еда? – спрашивает в школьной столовой мальчика журналист. – Да вот так ел бы и ел, – простодушно отвечает парнишка.

***
Но – газетная полоса поджимает, надо успеть сказать самое главное об Интернете. О том, что возможности на пути увеличения скорости пока далеко не исчерпаны.

Мы можем и должны сделать гораздо большее, чем средний регион страны уже потому, что и возможности для этого созданы в республике особые. Помните, пилотный проект российского Минсвязи ? Республика выделяла беспроцентный кредит, «ВолгаТелеком» – надо отдать ему должное – сделал громадную работу – проложил ко всем райцентрам республики и многим крупным селам оптическое волокно. Таких населенных пунктов в Мордовии уже 60. До конца этого года к ним прибавятся еще 14. Что означает для связи, в том числе и Интернета, эта технология? Ну, если прежнюю медную проволоку можно сравнить с узкой лесной тропинкой, то оптоволокно – это десятирядный европейский автобан.

К решению проблемы готовы подключиться и сотовые операторы. Из 856 подключенных к Интернету домашних компьютеров ичалковских школьников 514 работают с «ВолгаТелекомом», а 341 – с флеш-модемами «Мегафона», «Билайна» и «МТС». За 350-400 рублей абонентам сотовых компаний предоставляется скорость от 1 мегабита. И хотя она динамическая – колеблется от количества находящихся в сети абонентов, все-таки это не 256 жалких килобит в секунду.

Еще обстоятельство. Физическому лицу «ВолгаТелеком» продает безлимит со скоростью доступа до 1 мегабита за 450 рублей, до 2 мегабит – за 659 рублей. Школы же идут по категории предприятий, у них другой тариф, за который Минобраз даже при 512 килобит платит уже 2,5 тысячи рублей.

Руководство «ВолгаТелекома» поясняет: поскольку они обеспечивают своей сетью практически всю республику, в том числе и абсолютно убыточные населенные пункты, то где-то должны закрывать убытки прибытками. Резоны в этом, безусловно, есть. Более того, Игорь Анатольевич Вольфсон заявляет, что готов еще более тщательно пересмотреть возможности увеличения «школьных скоростей». Но для этого надо, чтобы школы и управления образования, по крайней мере, заявляли о такой проблеме. И тут я с ним согласна. Начала, было, обзванивать районные отделы образования, и в первом же наткнулась на полное непонимание предмета разговора. Не везде у нас работают так, как в Ичалках…

А в общем, тема насколько важная, настолько и сложная. Самое трудное – такие удаленные от магистралей связи села, как Береговые Сыреси. Оптику тянуть сюда дорого, нужно ставить вышку или специальный очень высокий столб, а это 300 тысяч рублей. Но при поддержке муниципальных бюджетов даже к таким невыгодным селам готовы подключаться сотовые операторы (кстати, у них тарифы для частного лица и для школы – не различаются, учитываются только скорость и трафик). Генеральный директор «Мегафона» Андрей Валерьевич Васильев говорит: нужно обсудить это с коллегами. Проблема очень важная, надо за нее всем миром взяться.

Кроме скорости, у школьной компьютеризации есть еще одна очень большая проблема. Далеко не все из 211 интерактивных досок, установленных сегодня в школах республики, имеют соответствующее программное обеспечение. Чтобы проводить с их помощью, без колб и приборов, опыты по химии и физике, чтобы преподавать по высшему классу биологию, историю и многие другие предметы, нужно докупать достаточно дорогостоящие программы. С учетом того, что наука не стоит на месте, пополнение это должно идти постоянно.

И вот здесь я хочу обратиться к нашему бизнесу. А нельзя ли нам вернуть, хотя бы для сельских школ, прежнюю опеку над школами? Ведь шефская помощь (программное обеспечение, оплата домашнего Интернета учителю ) уже через несколько лет вернется вашему предприятию грамотными, умными работниками. Да ведь и кроме этого есть резоны…

Зайдите вот со мной в Берегово-Сыресевскую школу. Постойте тихонько у порога кабинета. Видите там, у окна, девочку. Это девятиклассница Валерия Бабанова. Работает с программой «Лого-миры». Создает на школьном компьютере мультфильм. Сначала на экране появляется дорога. Потом Лера берет голубой цвет и делает небо. Говорит тихонько: «А теперь мы создадим солнце»… И вот уже есть облака и деревья, есть дома. «А теперь мы все оживим». Она щелкает компьютерной мышкой и вот по дороге поехали машины, а по тропинке побежал мальчик.

Грамотный человек может все. Он может создать целый мир и оживить его. И когда он это про себя понимает, его плечи, даже если они совсем еще худенькие, – расправляются. И где-то там, в области лопаток, прорастают невидимые, но сильные крылья.

 


АННА БОНДАРЕВА

P.S. Когда этот материал был готов к печати, пришло хорошее письмо из «ВолгаТелекома». Игорь Анатольевич Вольфсон отдал распоряжение обследовать все школы на предмет увеличения скорости Интернета. Пока проанализирована ситуация в Саранске и районных центрах. По ним «ВолгаТелеком» выходит с предложением к Минобразованию увеличить скорость до 4 мбит/с (без увеличения суммы госконтракта !). Для остальных школ рассматривается возможность увеличения скорости до 2 мбит/с.

Дельфинам - плыть!

Известия Мордовии от 20.04.2011 №56 (24.499)