В статье кратко описывается понятийный аппарат исследования, представлены основные подходы к проектированию инструментария и процедуры оценивания ключевых профессиональных компетенций, приводятся примеры разработанных контрольно-измерительных материалов, обсуждаются результаты апробации инструментария

В профессиональном образовании компетенция определяется как мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выделяются общие и профессиональные компетенции. В основе формирования общих и профессиональных компетенций лежат базовые компетенции. Базовые компетенции должны «покрыть» всевозможные проявления деятельности субъекта. Каждое действие, производимое субъектом, должно быть классифицировано в проявлении той или иной базовой компетенции.

Компетентность профессионала проявляется в умении решать производственные задачи, требующие высокого уровня мобильности, умения находить выход в проблемных ситуациях, при этом решение задачи должно быть оптимальным, исключающим возможность ошибки.

Для организации такой профессиональной деятельности требуется постоянный профессиональный рост субъекта, оптимизация и совершенствование производственных процессов, внедрение новых более совершенных технологий профессиональной деятельности. В результате формируется опыт осуществления сложных культуросообразных видов деятельности, т.е. ключевые компетенции самосовершенствования.

Ключевыми компетентностями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетентности являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях.

Ключевыми профессиональными компетентностямиможно назвать такие, которыми должен обладать каждый работник (профессионал) и которые применимы в сфере производственных (профессиональных) и трудовых отношений в целом.

В зависимости от мотивации и содержания деятельности критерии сформированности ключевых компетенций у обучающихся позволяют оценивать процесс формирования не только базовых, но и общих, и профессиональных компетенций.

Представляется, что повышение уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей связано, с одной стороны, с присвоением учащимися различных способов деятельности, с другой — с получением и рефлексией собственного опыта деятельности. Таким образом, формирование ключевых профессиональных компетентностей более высокого уровня является задачей, решаемой как в процессе профессионального образования, так и в процессе профессиональной деятельности. При этом существенное значение имеет уровень сформированности ключевых компетентностей, с которым учащийся пришел из системы общего образования в систему профессионального образования.

Первый уровень требований к сформированности ключевых профессиональных компетентностей, заданный в приведенных ниже таблицах (табл. 1-3), представляется минимальным для выпускника СПО. Эти требования сводятся к воспроизведению культурно признанных норм при выполнении отдельных заданных действий, тогда как на втором уровне речь идет уже о какой-либо завершенной деятельности. Третий уровень представляется максимально возможным результатом начального профессионального образования. На этом уровне требования связаны с осуществлением сложносоставной деятельности с элементами самостоятельного конструирования собственной деятельности. На следующих уровнях требований уже фиксируется интеграция различных аспектов компетентностей (четвертый уровень) и разных компетентностей (пятый уровень).

Ферцев А.С., доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием, к.п.н.

Вложения:
Скачать этот файл (fercev.doc)Скачать полностью[ ]125 Кб