Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения. Процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации.

 

По мнению В. Г. Маранцмана, «в условиях школьного обучения проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникшее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой, познавательной деятельности. Она обусловливает начало мышления, активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблем» [3, С. 15]. Таким образом, проблемная ситуация – это особое познавательное состояние, ситуация познавательного затруднения, при которой необходим поиск истины, попытка успешного решения проблемы и выбора эффективного, верного варианта.

Вслед за В. Г. Маранцманом основанием научной классификации проблемных ситуаций на уроке литературы считаем следующие положения:

  • проблемный вопрос, способы создания и разрешения проблемных ситуаций находятся в полной зависимости от возраста и уровня литературного развития ученика;

  • как правило, проблемная ситуация связана с выявлением мировоззренческих позиций писателя, связей его творчества со временем. Характер проблемной ситуации должен быть соотнесен с художественной природой произведения искусства; литературный род (эпос, лирика, драма) сказывается на содержании и форме проблемной ситуации; особенности индивидуального стиля писателя, его художественного метода ведут к изменению проблемной организации анализа даже в пределах одного жанра;

  • цели и содержание проблемных ситуаций зависят от их места в изучении художественного произведения.

Для возникновения в ходе урока проблемной ситуации применяют разнообразные приемы и методы. В школьной практике чаще всего встречается такой прием создания проблемной ситуации, когда обучающиеся получают задание рассмотреть ряд фактов, явлений, относящихся к новому учебному материалу, проанализировать их, сравнив с известными фактами и явлениями, и сделать по ним предварительные обобщения (вскрыть сущность, дать характеристику, установить причинно – следственные связи и т.д.). При выполнении такого задания перед обучающимися возникает ряд вопросов, не разрешимых только на основе ранее усвоенных знаний. Суммируя эти вопросы, учитель или сами обучающиеся определяют основную познавательную проблему урока.

Острая проблемная ситуация возникает и тогда, когда обучающиеся обнаруживают несоответствие между ранее усвоенными теоретическими положениями и новыми фактами и явлениями, которые они пытаются объяснить с помощью этих положений. Иногда новые факты отрицают старые положения. Особенно часто это происходит при анализе литературных явлений, в частности при осмыслении художественных произведений.

При изучении литературного произведения проблемные ситуации могут являться органическим следствием разнообразия точек зрения обучающихся, возникающих в процессе чтения. В теории и практике изучения литературного произведения проблемные ситуации можно классифицировать в зависимости от их места в процессе изучения текста. К примеру, на этапе выявления читательских восприятий после вступительного занятия проблемную ситуацию создает вопрос: «Почему А. П. Чехов назвал «Вишневый сад» комедией?»

На наш взгляд, могут быть проблемные ситуации другого типа, в их основе - объем литературного материала. Например,

  • проблемная ситуация в рамках одного эпизода: «Каково символическое значение пейзажа, увиденного Раскольниковымв эпилоге с высокого берега реки?»;

  • на соотнесении эпизода или образа со всей композицией: при анализе стихотворения «Письмо к женщине» С. А. Есенина, посвященного Зинаиде Райх, проблемную ситуацию создает вопрос – задание по тексту: «Как развивается в композиции стихотворения образ «земли-коробля» и почему именно он стал центральным?

  • на включении произведения в творчество писателя: «Почему Толстой назвал свой последний роман «Воскресенье»?»;

  • на связи писателя и эпохи: например, проблемное задание, требующее поисковой, эвристической аналитической деятельности: «Можно ли поставить Есенина в ряд поэтов «серебряного века»? Какие черты его поэзии и судьбы сближают его с Блоком, Маяковским, Цветаевой и в чем он от них отличен?»;

  • на соотнесении явлений отечественного искусства с мировым литературным движением [3, С. 27].

Проблемные ситуации могут быть основаны и на возрастающей сложности творческой деятельности обучающихся, на учете возрастных литературных возможностей и способностей школьников, на их восприятии произведений словесного искусства (В. Г. Маранцман, Т. В. Чирковская, Л. И. Коновалова и др.).

На уроке литературы проблемная ситуация может быть создана при использовании словесником различных приемов:

  • постановка учителем проблемного вопроса: например, «Как и почему меняется авторское отношение к любви Григория и Аксиньи от начала к концу романа? («Тихий Дон» М. А. Шолохова)».

Проблемный вопрос учителя часто определяет уровень проблемной ситуации. Особенно он высок при сопоставлении, сравнении текстового материала. Стихотворения А. Блока «Незнакомка» и «В ресторане» во многом сходны по ситуации, внешнему сюжету. Это создает в читательском восприятии опасность аналогии, неразличимости индивидуальной темы и лирического строя каждого стихотворения. После чтения стихотворения учитель задает проблемный вопрос: «В каком из стихотворений Блока: «Незнакомка» или «В ресторане» – протест против «страшного мира» прозвучит острее?».

Разрешение проблемной ситуации побуждает выяснить, насколько прочны знания, полученные при сопоставлении стихотворений Блока, могут ли эти знания стать инструментом действия, проявиться на новом материале. С этой целью возможен самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы: «Что родственно в композиции стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» и «Незнакомки» Блока? Что отличает эти стихотворения по смыслу?»;

  • сообщение учителем парадоксального факта;

  • приведение двух противоположных оценок, точек зрения на одни и те же литературно-художественные факты и явления;

  • интерпретация идей, проблем, образов в других видах искусства: к примеру, проблемной ситуации на данном уровне способствует проблемные задания типа:

  • согласны ли вы с живописной интерпретацией образов Раскольникова и Порфирия Петровича, предложенной художниками Д. Шмариновым, И. Глазуновым, Э. Неизвестным, М. Шемякиным?

  • что бы вы отнесли к достоинствам, а что к недостаткам киноверсии «Преступления и наказания» режиссера Льва Кулиджанова?

  • что общего и различного в интерпретации образа князя Мышкина актерами Юрием Яковлевым и Евгением Мироновым?

  • сравните интерпретации рассказа Чехова «Дама с собачкой» в киноверсиях одноименного фильма И. Хейфица и «Очи черные» Н. Михалкова. Определите свое отношение к главным героям.

Проблемные ситуации в старших классах могут строиться на историко-литературном, философском, историческом материале. При этом нравственные, эстетические, аксиологические, мировоззренческие вопросы остаются внутренним содержанием проблемной ситуации, например: Почему в «Войне и мире» по мере развития сюжета все возрастает количество глав, посвященных народу и философии истории? Почему эти главы заслоняют описание жизни «света»?

Такого рода вопросы - начало, завязка проблемного построения урока. Они побуждают к работе мысли, ведут к самостоятельным интеллектуальным усилиям старшеклассников. Но ситуация затруднения может быть проблемной только в случае наполнения ее конкретным содержанием.

Цель проблемной ситуации во многом зависит и от этапа изучения произведения.

Вступительные занятия:

  • выявление разноречивых читательских впечатлений;

  • определение импульсов к анализу.

Аналитическая работа:

  1. разрешение загадок художественного текста;

  2. обострение внимания учащихся к художественной ткани произведения;

  3. обоснование, принятие или отображение психологических мотивировок поступков героев;

  4. идейно-эстетическое освоение композиции;

  5. философское и историческое осмысление материала произведения и позиции писателя.

Заключительные занятия:

не просто повторение изученного, но осмысление его на более высоком уровне;

  • убеждение других в справедливости сложившегося мнения;

  • защита выводов, к которым привел анализ;

  • новый поворот мыслей, углубленное осмысление произведения в целом.

Таковы, на наш взгляд, цели, многообразные функции и характер проблемных ситуаций на вступительных уроках, в ходе аналитической работы и на заключительных занятиях.

Таким образом, проблемная ситуация на уроке литературы призвана разбудить и мысль, и художественную интуицию, и образное видение, и воображение старшеклассников.

 

Список источников

  1. Брушлинский, А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – Изд-е 3-е, доп. и перераб. – М. : Просвещение, 2007. – 96 с.

  2. Дорно, И. В. Проблемное обучение в школе / И. В. Дорно. – М. : Просвещение, 2011. – 31 с.

  3. Маранцман, В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе : пособие для учителей / В. Г. Маранцман, Т. В. Чирковская. – Изд-е 4-е, доп. и перераб. - М. : Просвещение, 2007. – 206 с.

 

 

Чичулина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 26» г.о. Саранск