В условиях внедрения и перехода на федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время.  В связи с  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. N 1241  "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Приложение 1), произошли изменения в процессе организации  внеурочной деятельности младших школьников.

 

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа - прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Общеобразовательное учреждение  вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, учитывая, что они являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности, являются основанием для построения соответствующих образовательных программ общеобразовательного учреждения (Презентация 1).

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Также предлагается приглашать специалистов из учреждений дополнительного образования, учителей-предметников, специалистов, имеющих соответствующую квалификационную категорию, дающую право на реализацию соответствующего направления внеурочной деятельности.

В научно-методическом пособии Григорьева Д.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» рекомендуется организовывать следующие виды внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

По каждому из направлений внеурочной деятельности младших школьников могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

При этом следует различать и владеть понятиями «воспитательный результат» и «воспитательный эффект».

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности представлены в Приложении 2.

Основное изменение, связанное с организацией внеурочной деятельности, связано с ограничением количества часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из имеющихся кадровых, материально-технических и других условий, а также  с целью достижения планируемых результатов реализации основной образовательной программы  на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), что позволяет рационально планировать занятость обучающихся в течении дня.

При рассчете времени, отводимое на внеурочную работу, необходимо учитывать п.10.5. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

В этом же пункте говориться, что величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с установленными нормами (Приложение 3).

Так как процесс обучения может быть организован через урочную и внеурочную деятельность, то ограничения, накладываемые п.10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 касаются только той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план общеобразовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), и не относятся к реализации внеурочной деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Вложения:
Скачать этот файл (vneuroch.zip)vneuroch.zip[Скачать приложения к материалу]373 Кб