История учит нас, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. В связи с этим кадетское движение с его многовековыми традициями служения Отечеству сегодня особенно востребовано у молодёжи, поддерживается педагогической и родительской общественностью. Кадетское образование, имеющее 300-летнюю историю, можно считать национальным достоянием России, богатством, какого не имеет ни одна страна мира.

Новейшая история кадетского движения в Республике Мордовия ведет отсчет с 2000 года, когда по инициативе директора лицея № 26 в Саранске Ю.П. Митрофанова и поддержке Главного Управления МЧС России по Республике Мордовия был создан первый кадетский класс. Сегодня у кадетского движения в Республике Мордовия наблюдается новый виток в развитии. Открываются новые классы, ширится география и спектр направлений подготовки, укрепляется взаимодействия с институтами государства и общества.

В.В. Волков: «Республика продолжит уделять особое внимание подготовке призывников, развитию физкультуры и спорта, военно-патриотическому воспитанию. Из года в год в Мордовии расширяется сеть кадетских и казачьих классов».

25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15
25.02.15

25 февраля 2015 года на базе МОУ «Лицей №26» г.о. Саранск состоялся республиканский семинар-совещание по теме «Эффективность реализации модели кадетского образования в образовательных организациях Республики Мордовия». В семинаре приняли участие директора и заместители директоров образовательных учреждений с кадетскими классами, педагоги-организаторы и преподаватели ОБЖ, представители общественных организаций и объединений, религиозных конфессий и другие заинтересованные лица. Всего 33 чел. из 15 муниципалитетов республики.

Семинару-совещанию предшествовала экскурсия по музею лицея, которая позволила вернуться к истокам кадетского движения, окунуться в атмосферу патриотизма, духовности, нравственности. На этой позитивной волнеСолдатовой Е.П., заместителем министра образования Республики Мордовия, был открыт семинар-совещание. Она доложила собравшимся, что в Республике Мордовия на сегодняшний день в 26 образовательных организациях обучаются 1667 чел. Среди них казачьи кадетские классы, кадетские классы имени Ф.Ф. Ушакова, суворовцы, отряды ЮИД, кадетский класс МЧС, УФСИН и МВД, мариинские классы.

В теоретической части семинара-совещания сложился предметный разговор о современном состоянии кадетского образования в школах республики и совершенствовании его содержания. По теме «Содержание кадетского образованияв новой образовательной реальности» выступила Т.В. Самсонова,проректор по научно-методической работе ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования». Она остановилась на таких значимых моментах реализации кадетского образования, как: нормативно-правовое обеспечение, подбор кадров, формирование кадетских классов, создание школьной инфраструктуры, организация самого процесса обучения и воспитания, интеграция общего и дополнительного образования.

В своем выступлении Татьяна Васильевна подчеркнула, что проектирование содержания кадетского образования направлено на обеспечение нескольких объективных педагогических условий, создание которых в любой организации является обязательным:

  • выбор системообразующей воспитательной идеи (она становится содержанием образования);
  • оптимальное сочетание федерального компонента и компонента образовательной организации, профессионально ориентирующего и учитывающего интересы учащегося кадетской школы;
  • преемственность в развитии идеи и содержании образования;
  • сочетание различных видов образовательной и досуговой деятельности; интеграция общего и дополнительного образования;
  • формирование системы сопровождения в процессе образования и социализации.

Одним из условий реализации кадетского образования является нормативно-правовое обеспечение. По этой проблематике выступил Чиндяйкин Ю.Г., доцент кафедры гуманитарного образования ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования». Он отметил, что кадетское образование в общеобразовательных организациях осуществляется согласно ст. 86 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательной организации и локальными актами.

С целью объединения усилий по развитию кадетского образования и диссеминации лучшего опыта школ с кадетскими классами Юрий Георгиевич выступил с предложением создать сетевое сообщество образовательных организаций Республики Мордовия с кадетскими классами. Инициатива была поддержана.

Было решено организовать общественную некоммерческую организацию «Ассоциации образовательных организаций Республики Мордовия с кадетскими классами». На данном мероприятии были определены учредители и председатель. Им заслуженно стал директор лицея № 26 г.о. Саранск Ю.П. Митрофанов.

В практической части семинара-совещания были представлены лучшие модели кадетского образования общеобразовательных учреждений республики:

  • МОУ «Лицей №26» г.о.Саранск;
  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г.о.Саранск;
  • МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск;
  • МОУ «Гимназия №29» г.о. Саранск;
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» Рузаевского муниципального района;
  • МБОУ «Гимназия №1» Ковылкинского муниципального района;
  • МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №6» Ковылкинского муниципального района;
  • МБОУ «Явасская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района;
  • МОУ «Лицей» с. Ельники Ельниковского муниципального района;
  • МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2» Темниковского муниципального района.

В рамках «круглого стола» обсуждались организационные механизмы реализации кадетского движения, научное, учебное и учебно-методическое обеспечение и профессиональные компетенции педагогов по реализации содержания кадетского образования и многое др.

О социальном партнерстве при организации и реализации кадетского движения в образовательных организациях Республики Мордовия выступил Кульков С.А., председатель Регионального отделения ДОСААФ РФ Республики Мордовия, депутат Государственного собрания Республики Мордовия, член Попечительского совета кадетского движения Республики Мордовия.

Сергей Александрович рассказал собравшимся о деятельности своей организации, Центра военно-патриотического воспитания молодежи Регионального отделения ДОСААФ РФ Республики Мордовия, и пригласил всех к сотрудничеству. (Информацию можно найти на сайте http://rosto13.ru/).

Ежегодно Попечительским советом кадетского движения Республики Мордовия разрабатывается календарный план мероприятий кадетского движения и осуществляется их финансирование.

В семинаре-совещании приняли участие представители экспериментального учебного городка МЧС России «Школа безопасности», Центра военно-патриотического воспитания молодежи Регионального отделения ДОСААФ РФ Республики Мордовия, отдела пропаганды УГИБДД МВД по Республике Мордовия, Мордовского регионального отделения ВОСВОД, Православного культурно-просветительского центра им. Ф.Ф. Ушакова, отдела по религиозному образованию и катехизации Саранской епархии Мордовской митрополии Русской Православной Церкви.

Представители других заинтересованных министерств и ведомств высказали свои предложения по реализации на более качественном уровне кадетского образования и готовы обеспечить все, зависящие от них условия.

В заключении всем было предложено ознакомится с опытом кадетского образования в других регионах (раздаточный материал на электронных носителях). Материалы кадетских школ:

  • МБОУ «Кадетская школа № 95» г. Самары;
  • МБОУ «Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой» г. Ульяновска;
  • МБОУ «Кадетская школа № 46 г. Пензы. Пензенский казачий генерала Слепцова кадетский корпус»;
  • МБОУ «Кадетская школа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 70» г. Пензы;
  • видеофрагмент «Как учатся и живут в Суворовском училище суворовцы».

Директора саранских школ также рассказали об опыте кадетских школ г. Челябинска, Нижнекамска, Перми, Омска, в которых они побывали и изучали их опыт работы.

Таким образом, кадетское образование в республике нацелено на совершенствования системы нравственно-патриотического и гражданско-правового образования подрастающего поколения в конкретных условиях образовательного учреждения, их физическую подготовку, формирование готовности к государственной службе на военном и гражданском поприще.

Смотреть Кадеты Лицея 26 в Самаре

 

Шарахова Л.Н., директор ЦПСП ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования»

 Смотреть Программу совещания в формате pdf