У руководителей и педагогических коллективов многих школ есть желание организовать у себя кадетские классы, но нет необходимого опыта подобной работы, препятствиями являются различные сомнения, кадровые и финансовые проблемы.

Все это понятно и объяснимо. Кадетское движение в России имеет богатую историю, свои традиции и определенный уровень развития, которому хочется соответствовать.

«Кадет» в переводе с французского - воспитанник, младший помощник, маленький. Первый кадетский корпус был учрежден еще в далеком 1731 году по инициативе соратника Петра I графа Ягужинского и Указу императрицы Анны Иоанновны. В 1917 году в России насчитывалось 29 кадетских корпусов.

Сейчас кадетское движение начинает эпоху возрождения. Работа с кадетами сложна и многоступенчата. И прежде чем заняться ею, руководители общеобразовательных учреждений должны четко ответить себе на вопросы: нужен кадетский класс в школе или нет? какая преимущественная направленность у него должна быть? есть ли возможность тесно сотрудничать с соучредителями кадетского движения?

Есть несколько нюансов в организации работы, на которые должен обратить внимание каждый руководитель, который решил организовать в своей образовательной организации класс и начать реализовывать кадетское движение:

  1. Нормативно-правовое обеспечение кадетских классов.
  2. Подбор кадров для работы в кадетском классе.
  3. Формирование контингента самих классов, т.е. отбор кандидатов в кадетский класс. В том числе это могут быть смешанные классы. И в таком случае речь идет об осуществление учебно-воспитательного процесса в кадетском классе.
  4. Определить режим жизни каждого кадета. При этом учитывать требования всех нормативных документов. И ФЗ-273 в том числе. Режим жизни кадета определяет Устав кадетского класса, с которым должен ознакомиться каждый участник образовательного процесса. Вся жизнь кадета должна строиться в соответствии с этим Уставом. Кадеты должны соблюдать кодекс чести. Для каждой параллели подобрано расписание занятий.
  5. Создание инфраструктуры ОО по реализации кадетского направления деятельности.
  6. А далее организация самого процесса обучения, воспитания и развития. В том числе: организация процесса обучения (учебный план, учебно-методическое обеспечение, формы организация работы и т.д. и т.п.), воспитательные мероприятия (соревнования, КВНы, конкурсы и т.п.), традиции (Посвящение в кадеты и др.)

В «Учительской газете» от 17 февраля 2015 года вышла статья «Милосердие и отвага». Статья рассказывает о кадетских классах города Рязани. Но что заставляет задуматься, так это преамбула к статье: «В кадеты идут не на перевоспитание, туда принимают самых достойных».

Таким образом, в основе новых методик образования и воспитания кадетов должны быть следующие: приоритет развития личности, учёт познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.

Важную роль в организации кадетских классов должны играть возрождение лучших традиций, обычаев России. Модель становления и развития воспитательной системы кадетского класса предусматривает новое содержание образования, восполняет необходимость мужского воспитания и обучения; военно-патриотическое воспитание, определяет условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей кадет; закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще через дополнительное образование военной направленности.

Основными отличительными особенностями кадетского класса являются:

  • форма одежды;
  • символы (с учётом специфики);
  • специфический уклад жизни (ежедневные утренние осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды [ повседневной и парадной]);
  • использование ритуалов общения, принятых в военной среде;
  • усиленное занятие спортом, строевые тренировки;
  • наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;
  • реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку.

Проектирование содержания кадетского образования направлено на обеспечение нескольких объективных педагогических условий. создание которых в любой организации является обязательным:

  • выбор системообразующей воспитательной идеи (она становится содержанием образования);
  • оптимальное сочетание федерального компонента и компонента образовательной организации, профессионально ориентирующего и учитывающего интересы учащегося кадетской школы;
  • преемственность в развитии идеи и содержании образования;
  • сочетание различных видов образовательной и досуговой деятельности; интеграция общего и дополнительного образования;
  • формирование системы сопровождения в процессе образования и социализации.

В одном из журналов прочитала: Технология управления кадетским образованием – это искусство выбора оптимальной стратегии развития организации, способность руководителя, опираясь на научные знания, определять сочетание методов, средств, приемов и последовательность их применения для достижения поставленной цели, прогнозируемого результата.

Новый стандарт и сама система кадетского образования позволяет сегодня переходить в их обучении на основу индивидуальных образовательных программ и маршрутов. Это с одной стороны открывает большие возможности для самих кадетов, с другой – заставляет педагогов быть большими профессионалами своего дела. Кроме того, одной из задач реализации кадетского образования в образовательной организации должна стать работа по социально-педагогическому и психологическому обеспечению (на основе программ, проектов и т.д. и т.п.).

Главное, что должно отличать сегодня кадетов – это активная жизненная позиция. Поэтому основная цель организаторов кадетского движения – воспитание личностей и патриотов своей страны.

Т.В.Самсонова