У руководителей и педагогических коллективов многих школ есть желание организовать у себя кадетские классы, но нет необходимого опыта подобной работы, препятствиями являются различные сомнения, кадровые и финансовые проблемы.
Все это понятно и объяснимо. Кадетское движение в России имеет богатую историю, свои традиции и определенный уровень развития, которому хочется соответствовать.
«Кадет» в переводе с французского - воспитанник, младший помощник, маленький. Первый кадетский корпус был учрежден еще в далеком 1731 году по инициативе соратника Петра I графа Ягужинского и Указу императрицы Анны Иоанновны. В 1917 году в России насчитывалось 29 кадетских корпусов.
Сейчас кадетское движение начинает эпоху возрождения. Работа с кадетами сложна и многоступенчата. И прежде чем заняться ею, руководители общеобразовательных учреждений должны четко ответить себе на вопросы: нужен кадетский класс в школе или нет? какая преимущественная направленность у него должна быть? есть ли возможность тесно сотрудничать с соучредителями кадетского движения?
Есть несколько нюансов в организации работы, на которые должен обратить внимание каждый руководитель, который решил организовать в своей образовательной организации класс и начать реализовывать кадетское движение:
- Нормативно-правовое обеспечение кадетских классов.
- Подбор кадров для работы в кадетском классе.
- Формирование контингента самих классов, т.е. отбор кандидатов в кадетский класс. В том числе это могут быть смешанные классы. И в таком случае речь идет об осуществление учебно-воспитательного процесса в кадетском классе.
- Определить режим жизни каждого кадета. При этом учитывать требования всех нормативных документов. И ФЗ-273 в том числе. Режим жизни кадета определяет Устав кадетского класса, с которым должен ознакомиться каждый участник образовательного процесса. Вся жизнь кадета должна строиться в соответствии с этим Уставом. Кадеты должны соблюдать кодекс чести. Для каждой параллели подобрано расписание занятий.
- Создание инфраструктуры ОО по реализации кадетского направления деятельности.
- А далее организация самого процесса обучения, воспитания и развития. В том числе: организация процесса обучения (учебный план, учебно-методическое обеспечение, формы организация работы и т.д. и т.п.), воспитательные мероприятия (соревнования, КВНы, конкурсы и т.п.), традиции (Посвящение в кадеты и др.)
В «Учительской газете» от 17 февраля 2015 года вышла статья «Милосердие и отвага». Статья рассказывает о кадетских классах города Рязани. Но что заставляет задуматься, так это преамбула к статье: «В кадеты идут не на перевоспитание, туда принимают самых достойных».
Таким образом, в основе новых методик образования и воспитания кадетов должны быть следующие: приоритет развития личности, учёт познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.
Важную роль в организации кадетских классов должны играть возрождение лучших традиций, обычаев России. Модель становления и развития воспитательной системы кадетского класса предусматривает новое содержание образования, восполняет необходимость мужского воспитания и обучения; военно-патриотическое воспитание, определяет условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей кадет; закладывает основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще через дополнительное образование военной направленности.
Основными отличительными особенностями кадетского класса являются:
- форма одежды;
- символы (с учётом специфики);
- специфический уклад жизни (ежедневные утренние осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды [ повседневной и парадной]);
- использование ритуалов общения, принятых в военной среде;
- усиленное занятие спортом, строевые тренировки;
- наличие специализированного кабинета профессиональной военной подготовки;
- реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку.
Проектирование содержания кадетского образования направлено на обеспечение нескольких объективных педагогических условий. создание которых в любой организации является обязательным:
- выбор системообразующей воспитательной идеи (она становится содержанием образования);
- оптимальное сочетание федерального компонента и компонента образовательной организации, профессионально ориентирующего и учитывающего интересы учащегося кадетской школы;
- преемственность в развитии идеи и содержании образования;
- сочетание различных видов образовательной и досуговой деятельности; интеграция общего и дополнительного образования;
- формирование системы сопровождения в процессе образования и социализации.
В одном из журналов прочитала: Технология управления кадетским образованием – это искусство выбора оптимальной стратегии развития организации, способность руководителя, опираясь на научные знания, определять сочетание методов, средств, приемов и последовательность их применения для достижения поставленной цели, прогнозируемого результата.
Новый стандарт и сама система кадетского образования позволяет сегодня переходить в их обучении на основу индивидуальных образовательных программ и маршрутов. Это с одной стороны открывает большие возможности для самих кадетов, с другой – заставляет педагогов быть большими профессионалами своего дела. Кроме того, одной из задач реализации кадетского образования в образовательной организации должна стать работа по социально-педагогическому и психологическому обеспечению (на основе программ, проектов и т.д. и т.п.).
Главное, что должно отличать сегодня кадетов – это активная жизненная позиция. Поэтому основная цель организаторов кадетского движения – воспитание личностей и патриотов своей страны.
Т.В.Самсонова