В рамках совместной программы Совета Европы, Европейской Комиссии «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», направленной на сохранение, развитие национальных языков, культур, народов, проживающих на территории РФ, ГОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский институт образования» реализует проект «Создание национально-культурной образовательной среды как фактора социализации в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения». Основная цель данного проекта: создание электронных учебных пособий по преподаванию мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в образовательных учреждениях Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения.

 

С целью изучения вопроса востребованности электронных учебных пособий, а также состояния преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в начальных классах общеобразовательных учреждений Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения в октябре текущего года лабораторией этнокультурного образования совместно с центром поддержки и сопровождения проектов проводился социологический опрос педагогов, преподающих мордовские (мокшанский, эрзянский) языки в начальных классах.

Результаты опроса образовательных учреждений Республики Мордовия проанализированы, результаты исследования других регионов с компактным проживанием мордовского населения будут обработаны позднее. В опросе принимали участие 30 начальных школ, 86 основных общеобразовательных учреждений, 201 средняя общеобразовательная школа, 13 лицеев и 2 гимназии. Из них 335 школ с русским языком обучения, 84 школы с одним из мордовских (мокшанским или эрзянским) языков обучения.

Общее количество учащихся начальных классов в данных образовательных учреждениях – 12 052. Из них 2 729 учащихся свободно говорят на одном из мордовских языков, 4 241 - понимают язык и могут изъясняться, 5 082 - не владеют языком, т.е. изучают на уровне разговорной речи.

В ходе проведённого опроса выяснилось, что большинство родителей положительно относятся к изучению их детьми мордовских (мокшанского, эрзянского) языков (228 человек). Лишь 105 родителей не желают, чтобы дети изучали мордовские языки в школе.

Исследование предполагало изучить вопрос: по каким направлениям мордовская национальная культура должна в большей мере изучаться в начальном звене обучения. Большинство респондентов посчитали наиболее важными направлениями преподавание языка (204 чел.) и культуры (208 чел.). На втором месте, по мнению педагогов, традиции (169 чел.) и фольклор (162 чел.). Далее литература (139 чел.) и история (136 чел.).

Опросник содержал просьбу оценить уровень преподавания мордовских языков в образовательном учреждении. 104 педагога оценили уровень преподавания как «высокий», 106 — «выше среднего», 213 педагогов определили «средний» уровень преподавания языков, 29 — «ниже среднего» и 18 педагогов сообщили, что преподавание не ведётся.

Среди причин низкого уровня преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков указывалась причина недостаточного учебно-методического оснащения образовательных учреждений. Лишь 114 педагогов, принимавших участие в опросе, ответили, что имеют достаточное количество учебно-методической литературы. 323 педагога имеют учебно-методическую литературу в недостаточном количестве. 33 педагога нуждаются в современных учебно-методических пособиях и дополнительной литературе по истории, культуре и искусству мордовского народа.

Дефицит программно-методического обеспечения образовательного процесса испытывают 186 педагогов. Из 470 респондентов, принявших участие в опросе, 370 заявили о нехватке методических рекомендаций по преподаванию мордовских (мокшанского, эрзянского) языков. 702 учащихся школ республики не имеют учебников по мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам, 1 581 ученик нуждается в рабочих тетрадях по мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам.

Данный опрос предполагал изучение вопроса востребованности электронных учебных пособий по мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам. На вопрос: «Как Вы считаете, нужны ли электронные учебные пособия по приобщению младших школьников к мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам, к мордовской национальной культуре?» - большинство опрашиваемых (347 человек) ответили положительно, 105 - отрицательно, 18 - посчитали вопрос непринципиальным. Исследование показало, что образовательные учреждения республики нуждаются в 1 479 экземплярах электронных учебных пособий.

Таким образом, проведенное исследование показало, что учебно-методическое оснащение преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков, мордовской культуры на начальной ступени образования находится не на должном уровне. Реализация проекта «Создание национально-культурной образовательной среды в образовательных учреждениях Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения», основная цель которого - создание электронных учебных пособий, позволит частично решить проблему учебно-методического оснащения преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков, мордовской национальной культуры в начальных классах. Востребованность электронных учебных пособий, по данным проведённого исследования, очевидна.

Зав. лабораторией этнокультурного образования МРИО С.Ю. Дмитриева

Директор ЦПСП МРИО Л.Н. Шарахова